Умственная отсталость у детей проявляется из-за органического поражения головного мозга, когда происходит нарушение нормального развития психологического и познавательного процесса.
Детям сложно говорить, логически мыслить, активно воспринимать всё то, что их окружает.
Также у детей с умственными отклонениями есть проблемы эмоционального характера :
• высокая возбудимость или же вялость и полное отсутствие интереса к чему-либо;
• сложности в формировании целей и мотивации для какого-то вида деятельности.
Физическое развитие у таких детей также отклоняется от нормы. У них может развиваться:
• дисплазия;
• деформация черепа;
• непропорциональные размеры конечностей;
• нарушение общей и мелкой моторики;
• проблемы с двигательными функциями.
Умственная отсталость бывает двух типов: олигофрения и деменция.
Олигофрения может возникнуть вследствие самых различных причин, таких как наследственность, хромосомные аберрации, природные патологии, органическое поражение центральной нервной системы в утробе матери или же сразу после рождения. При такой форме заболевания, органическая недостаточность не прогрессирует. Именно поэтому, ребёнок с такой патологией может развиваться, как и его здоровые сверстники, но в его развитии будут заметны некоторые особенности.
В свою очередь деменция является заболеванием, которое постоянно влияет на познавательную деятельность, поэтому снижает у ребенка желание познавать, критично мыслить и чувствовать весь спектр эмоций. Эта болезнь с годами всё больше и больше прогрессирует. Она может возникать у детей в следствие органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии , воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а так¬же вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).
Если говорить об умственной отсталости в соответствии с международной классификацией, то эта болезнь имеет три степени.
1. Первая степень – дебильность. Люди с такой патологией имеют лёгкую, неглубокую отсталость в развитии.
2. Вторая степень – имбецильность. При такой патологии, у ребёнка проявляется глубокая отсталость и серьезные нарушения в развитии.
3. Третья степень – идиотия. Человек с таким заболеванием имеет тяжёлую глубокую отсталость. Неадекватно воспринимает окружающий мир, неспособен к познанию и оценке происходящего вокруг.
Умственная отсталость может быть:
• лёгкой;
• умеренной;
• тяжёлой;
• глубокой.
Современная психиатрия выделяет три группы факторов, которые влияют на развитие умственной отсталости.
1. Первая группа: наследственные и генетические патологии вызванные неполноценностью гендерных клеток у родителей, наследственными заболеваниями и патологией эмбриогенеза.
2. Вторая группа: заражение инфекциями. Постоянные интоксикации и травмы и у матери во время беременности.
3. Третья группа: травмы во время родов, а также поражение центральной нервной системы в первые недели жизни ребёнка.
Для того чтобы поставить правильный диагноз нужно обращать внимание на три основные группы синдромов:
• те синдромы, которые связаны с дисфункцией созревания центральной нервной системы;
• те синдромы, которые связанны с повреждением центральной нервной системы;
• те синдромы, которые отражают вторичные защитные механизмы организма.
Умственная отсталость может быть:
• клиническая, когда органически поражён головной мозг;
• психологическая, когда у ребёнка возникают серьёзные проблемы с познавательной деятельностью;
• педагогическая, когда у ребёнка очень низкая способность к обучению (чтение, счёт, письмо).
Первопричиной умственной отсталости детей, почти всегда является значительная задержка развития на первом году жизни, что, в итоге, и приводит к последующим проблемам с познанием мира, обучением и логическим мышлением.